Рабочая группа Института национальной стратегии: Михаил РЕМИЗОВ, Роман КАРЕВ, Борис МЕЖУЕВ, Владимир ГОЛЫШЕВ, Ярослав БУТАКОВ, Станислав БЕЛКОВСКИЙ. Специально для «ФКС»
Сначала цифры: 40% трудовых иммигрантов не имеют профессионального образования. 20% — не имеют вообще никаких специальных навыков. Оставшиеся редко работают по специальности. Необходимо признать: в рамках сегодняшней миграционной политики руководства РФ страна наводняется бросовой рабочей силой. Причем, применение эта рабочая сила себе находит не на сельхозработах (что было бы логично), а в городе — в строительстве, транспорте, общепите и пр. То есть в тех отраслях, где от качества рабочей силы нередко зависят здоровье и жизнь людей. Не менее показательны и следующие цифры из упомянутого исследования Е. Тюрюкановой: 48% из тех, кто едет на заработки в Россию, причисляют себя к «бедным». 26% — к «очень бедным». Если оперировать экономическими категориями, то придется признать, что от 1/2 до 3/4 въезжающих в Россию на заработки иностранцев вообще нельзя назвать трудовыми иммигрантами. На самом деле, это — фактические беженцы, ищущие лучшей доли под влиянием очень сильных «выталкивающих факторов». Пресс-центр ООН в октябре 2006 года распространил информацию о том, что в Таджикистане с острой нехваткой продовольствия в данный момент сталкивается не менее 60% населения, что выводит эту страну на первое место по количеству голодающих среди государств СНГ. Достаточно ли благополучная страна Российская Федерация для того, чтобы свободно и уверенно принимать миллионы беженцев?
На сегодня ответ очевиден – нет. Фантом «многонациональности» Говоря об основах новой миграционной политики, необходимо подвергнуть критике тезис о России как многонациональном и многоконфессиональном государстве. Сам термин «многонациональное государство» следует признать крайне не удачным, как с научной, так и с политической точки зрения, поскольку он систематически производит неясность, основанную на смешении понятий «нация» и «национальность». «Нация», в базовом значении термина, - это политический статус народа, обладающего государственностью. В этом случае, словосочетание многонациональное государство» выглядит как возмутительное противоречие в терминах. «Национальность» - синоним слова этнос, народность.
Полиэтничность России, множественность проживающих в ней коренных народов является фактом, который никто не подвергает сомнению. Однако из признания этого факта никак не следует, что этнические пропорции, на которых основано российское полиэтничное государство, могут устанавливаться относительно произвольно (на чем явно или неявно настаивают сторонники миграционной открытости демографически активным странам юга). Напротив, фактическим условием существования государства является безусловное численное преобладание в нем русского этнического ядра. Истинность этого положения подтверждается двухкратным опытом распада российского государства в начале и в конце ХХ века. С точки зрения государствообразующей роли титульной национальности, Россия стоит в ряду таких государств, как Китай, Германия или Испания. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, русские в РФ составляют 79,8% от общего числа населения, что, согласно сложившимся международным подходам, позволяет считать их титульным этническим большинством. Что касается религиозной принадлежности граждан России, то и здесь эта пропорция сохраняется. Если, конечно, не принимать за чистую монету явно недобросовестные попытки говорить обо всех представителях мусульманских народов, как о 100%-но верующих, а русским и другим славянам приписывать «сложное отношение к религии». На самом деле, существенной разницы в религиозности «этнических мусульман» и «этнических православных» нет.
Россия — и согласно своей Конституции, и по факту — светское государство, в котором большинство граждан в той или иной степени признает свою принадлежность к Православию. Признание этого факта блокируется ложным представлением о том, что в этом признании таится угроза для многочисленных национальных и религиозных меньшинств. Между тем, пример развитых европейских стран, подавляющее большинство из которых мононациональны, свидетельствует об обратном — права и интересы меньшинств надежно защищены только там, где меньшиства имеют соответствующий формальный (юридический) статус. В стране же, в которой юридическое положение дел не соответствует фактическому, не защищены вообще ни чьи права — ни государствообразующего этноса, ни меньшинств, ни иммигрантов. О том, что обеспечение прав национального большинства является условием соблюдения прав этнических меньшинств, нередко говорят и представители последних. Вот один из характерных примеров.
По данным директора Информационного центра Лиги таджиков России Каромата Шарипова, в России уже находится около 2 млн. таджиков, из них — около 250 тыс. в Москве и Московской области. В ходе пресс-конференции, которая состоялась в Москве 31 августа 2006 года, Шарипов обрушился с жесткой критикой на инициативы руководства РФ по дальнейшей либерализации миграционного законодательства. По его словам, «работодатели не заинтересованы в легализации [мигрантов] и обращаются с ними как с бесправными и безгласными рабами». Бесконтрольный въезд новых соотечественников, в которых Россия не нуждается и права которых не защищены, только усугубит ситуацию и вызовет дополнительное раздражение у местных жителей, полагает Шарипов. Примером цивилизованного подхода он считает въезд ограниченного числа трудовых мигрантов, для которых в России уже есть свободные вакансии. Именно так, по его словам, на стройках Краснодарского края (где возводятся олимпийские объекты) было успешно трудоустроено около 5,5 тыс. таджиков. В целом же он настаивает на «введении совместного контроля двух государств над всеми стадиями процесса трудовой миграции — отправкой работников в Россию, их трудоустройством и возвращением назад».
Такую же озабоченность высказывают лидеры многих других национальных диаспор, для которых неограниченный наплыв неподготовленных для жизни в русской среде соплеменников, — не радость, а мучительная проблема. Озабоченность их вполне понятна, так как для тех в России зачастую нет ни работы, ни жилья, ни эффективных механизмов ассимиляции. Многие из новых иммигрантов попадают (нередко вынужденно) в орбиту организованной преступности или просто теряют человеческий облик, тем самым резко ухудшая криминогенную обстановку в стране. И все это рикошетом бьет по тем представителям национальных меньшинств, которые готовы и способны сосуществовать с русскими бесконфликтно. Не случайно, что лидеры самой многочисленной московской диаспоры — азербайджанцев – стараются проявлять большой такт в обсуждении тех проблем, которые были раздуты «антифашистской» информационной кампанией в российских СМИ.
В частности, исполнительный секретарь Конгресса азербайджанцев России Эльдар Гулиев публично заявляет, что, по его подсчетам, до 90% погибших в России азербайджанцев убиты земляками. «Земляки, меньше амбиций! – советует другой авторитетный азербайджанец Союн Саидов, соплеменникам, добившимся разрешение на установку памятника Гейдару Алиеву в Москве. — Если москвичи против этого – лучше их не злить». Об активистах ДПНИ, организовавших кампанию против установки памятника, Саидов отзывался как о «людях, говорящих разумные вещи». В итоге, азербайджанская диаспора, несмотря на уже полученное разрешение московских властей, от этой идеи отказалась.
Представителей армянской диаспоры также высказывают оценки, свидетельствующие об их конструктивном подходе к миграционной и околомиграционной проблематике, явной неконфронтационности по отношению к русскому национальному большинству. «В России нет разгула преступлений на национальной почве, но есть просто разгул преступности, среди которых есть и убийства инородцев, — утверждает, например, председатель Политологической ассоциации Санкт-Петербурга Араик Степанян. - От разгула преступности больше всех страдают в первую очередь сами русские». Сомнительные «соотечественники» Центральная газета Таджикистана «ТаджNews» летом 2006 года провела опрос среди своих читателей. Выяснилось, что 70% опрошенных, несмотря на якобы наметившийся в России «рост ксенофобии и экстремизма», ездить на заработки в РФ совершенно не боятся. 20% заявили, что боятся. И лишь 10% заявили, что им все равно, так как они ехать в Россию не собираются.
В этом опросе обращает на себя внимание не столько вполне предсказуемое «бесстрашие» респондентов, сколько общая доля потенциальных иммигрантов. Даже если учесть, что газетный опрос нерепрезентативен (большая часть населения Таджикистана газет не читает), 90% — это более, чем красноречивое свидетельство того, что речь идет не о рабочих руках, а именно о фактических беженцах. В других слаборазвитых странах СНГ пропорция может отличаться, но сама «беженческая» тенденция остается неизменной. О степени адаптивности иммигрантов к жизни к незнакомой для них русской среде можно судить, если оценить половозрастную структуру этого людского потока. Не секрет, что подавляющее большинство из них — молодые мужчины (от 15 до 35 лет). О том, насколько оправданы упования на общее советское прошлое как залог успешной ассимиляции, хорошо знают те, кто служил в армии вместе с выходцами из Средней Азии и Кавказа. Но даже этот минимальный набор знаний и навыков есть у ничтожной доли самых возрастных иммигрантов. Подавляющее большинство новых и новейших мигрантов если и родилось до распада СССР, то уже подростковый и юношеский период провело за пределами Империи, в изоляции от России.
С Россией у них нет ничего общего. Русским языком они владеют, как правило, плохо или очень плохо. Сформировавшиеся в родной для них среде поведенческие стереотипы и принципы оценки окружающих они автоматически переносят на чуждый для них русский мир, что приводит к множеству повседневных конфликтов. Ситуация осложняется крайней привлекательностью разного рода преступных бизнесов (наркоторговля, производство контрафактной продукции, рэкет и пр.) в условиях отсутствия нормальных рабочих мест. Преуспевшие в них иммигранты формируют этнические ОПГ. И на все это накладывается небывалый уровень коррупции — фактор, делающий именно преступную деятельность на территории России сверхпривлекательной, поскольку взятка делает иммигрантов-преступников практически неуязвимыми для закона и позволяет обеспечить идеальные «условия работы». Основные положения новой миграционной политики РФ Безусловно, наша критика нынешней миграционной политики и ее концептуальных основ не отменяет тех объективных проблем, на которые ссылаются некоторые сторонники миграционной открытости. Это и проблема снижения численности населения России, и проблема низкой плотности расселения в ее сибирских и дальневосточных регионах. Но сказанное позволяет утверждать, что «замещающая миграция» из-за рубежа в ее существующем виде – это лекарство, которое хуже самой болезни. Политика импорта дешевых «человеческих ресурсов» прямо противоречит политике инвестиций в собственное население России, в развитие ее «человеческого капитала». Т.е., в целом, стратегии социально-демографического восстановления страны.
Следует признать также, что острота проблемы совершенно не исчерпывается обозначенными концептуальными расхождениями. Предметом основных принципиальных разногласий, как ясно из сказанного, является миграционная политика России в отношении стран СНГ. Между тем, основной источник угрозы в данной сфере фактически находится вне зоны полемики. Это китайская иммиграция. Поскольку открытых аргументов в пользу ее благотворности или «жизненной необходимости» для пустеющего Зауралья российскими властями и экспертами пока не выдвигается, эту проблему следует признать следствием не ошибочного политического выбора государства, а управленческого коллапса. В данном случае не приходится вести речь о той или иной доктрине миграционной политики, но в чистом виде – о тотальной коррупции и бессилии регулирующих / правоприменительных органов. Адекватным сложившейся ситуации было бы введение в регионах, прилегающих к КНР, чрезвычайного миграционного положения, предполагающего массированное систематическое применение санкций как к чиновникам, причастным к нарушениям миграционного режима, так и к его непосредственным нарушителям. Прежде всего, перечислим те выводы из вышесказанного, которые могут и должны лечь в основу новой миграционной политики России.
- Россия, где существует проблема массовой безработицы, не нуждается в притоке значительного числа новых рабочих рук.
- Приоритетом социально-экономического развития России является создание ёмкого внутреннего рынка, т.е. повышение благосостояния трудящихся и производительности труда. Масштабный приток дешевой низкоквалифицированной рабочей силы прямо противоречит этим целям. - Необходимо определение статуса соотечественника, в соответствии с которым правом на репатриацию и получение российского гражданства будут наделены представители коренных народов России.
- Россия заинтересована в притоке высококвалифицированных кадров, способных внести свой вклад в реиндустриализацию страны, восстановление ВПК, фундаментальной и прикладной науки, становление и развитие постиндустриального сектора отечественной экономики.
- Проблема дефицита рабочих рук в ряде регионов Сибири и Дальнего Востока должна решаться, в первую очередь, за счет экономического и пропагандистского стимулирования внутренней миграции, а не иммигрантов из сопредельных стран.
- Нелегальные иммигранты, которые не в состоянии или не желают интегрироваться в единое культурно-языковое пространство России, должны в ближайшем будущем вернуться в страны происхождения / страны, с чьей территории они проникли в РФ; формальной базой их репатриации должны стать соглашения о реадмиссии, которые надлежит подписать со странами – источниками нелегальной миграции на российскую территорию.
- Тотальная легализация нелегальных иммигрантов, находящихся в настоящее время на территории РФ, недопустима и должна рассматриваться как преступление против России, русского народа. - В перспективе значительными полномочиями в вопросе определения конкретных параметров пребывания мигрантов должны быть наделены власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.
- Нелегальная иммиграция в Россию и использование рабочей силы нелегальных иммигрантов должны быть сопряжены с неприемлемым риском как для самих иммигрантов, так и для их работодателей (необходимо введение уголовной ответственности за содействие нелегальной иммиграции и, в частности, использование труда нелегальных мигрантов). - Россия должна сохранить и/или установить безвизовый режим для стран, связанных с нашей страной специальными Соглашениями о стратегическом партнерстве (ССП, см. также концепцию Содружества стран-союзников России, СССР); со всеми другими странами должен быть введен визовый режим; остаточные институты СНГ следует упразднить.
- Необходимо активизировать геоэкономическое сотрудничество со странами-союзниками России для поддержания в них устойчивого спроса на избыточную рабочую силу и для закрепления позиций России в соответствующих регионах. - Достижение целей новой миграционной политики невозможно без качественного улучшения инфраструктуры российской государственной границы (что не тождественно признанию Российской Федерацией незыблемости сегодняшних границ).
Исходя из перечисленных тезисов, можно сформулировать следующие основные положения миграционного законодательства, отражающего концепцию новой, эффективной миграционной политики: - Представители коренных народов России, при условии, что они документально подтверждают свое происхождение и сдают экзамен на свободное владение русским языком, могут приобрести российское гражданство на основе личного заявления и принесения гражданской присяги; - документом, регламентирующим трудоустройство на территории России лиц, не являющихся ее гражданами, является «постоянный вид на жительство» (ПВЖ); система рабочих въездных виз упраздняется; - ПВЖ предоставляется гражданину любой страны, независимо от его происхождения и прежнего опыта проживания на территории СССР/РСФСР/РФ, который удовлетворительно сдал три экзамена: по русскому языку; по русской истории; по основам государства и права РФ; - правительство РФ вправе устанавливать ежегодные пострановые квоты на получение ПВЖ в соответствии с текущими приоритетами внешней и миграционной политики; - прием экзаменов осуществляется в консульских учреждениях МИФ РФ по всему миру, а также в государственных учреждениях на территории России на основе утвержденной стандартизованной формы тестирования; - обладатели ПВЖ пользуются всеми правами граждан РФ, кроме прав избирать и быть избранными в федеральные и региональные органы власти; в частности, держатель постоянного вида на жительства может свободно перемещаться по территории РФ, трудоустраиваться в любом месте России, а также участвовать в качестве избирателя в муниципальных выборах по месту своей постоянной регистрации; - обладатели ПВЖ несут все обязанности граждан РФ, кроме воинской обязанности; - ПВЖ может быть отозван (аннулирован) органами МВД РФ в следующих двух случаях: а) вступление в законную силу приговора суда, согласно которому держатель постоянного вида на жительство признан виновным в совершении уголовного преступления; б) установленный судом факт фальсификации результатов экзаменов, на основании которых был получен постоянный вид на жительство. - через 5 лет после получения любой обладатель ПВЖ, который в течение этого срока не привлекался к уголовной ответственности, может стать гражданином РФ и получить соответствующий документ – паспорт гражданина России; - для выдающихся представителей научного, культурного, образовательного, спортивного, религиозного сообществ на основании индивидуальных ходатайств органов исполнительной власти РФ, Российской академии наук, Олимпийского комитета РФ, Русской Православной Церкви может устанавливаться льготный порядок получения ПВЖ – с отсрочкой сдачи экзаменов на срок до 18 месяцев; соответствующие решения принимаются МВД РФ индивидуально по каждому конкретному соискателю ПВЖ, за которого ходатайствуют вышеперечисленные организации; - по запросу министерства экономики (в настоящее время – министерство экономического развития и торговли) РФ выдаваться специальные виды на жительство (СВЖ) для иностранных специалистов, трудящихся по найму в российских корпорациях либо в структурах иностранных корпораций на территории России; число приглашаемых таким образом работников ограничено квотами, зависящими от объективной потребности экономики РФ в специалистах подобного профиля и страны происхождения работника; компании выкупают лицензии на право приглашения иностранных специалистов, платят специальный налог на каждого иностранного работника – держателя СВЖ и несут ответственность в случае возможных правонарушений с их стороны; - обладатели СВЖ могут сдать соответствующие экзамены и обменять визы на ПВЖ в течение 12 месяцев с момента получения СВЖ; - лица, нелегально находящиеся на территории РФ, могут в течение 6 месяцев с момента принятия правительством РФ соответствующего нормативного акта сдать экзамены и получить ПВЖ; в противном случае они обязаны покинуть страну; - нарушители режима трудовой миграции несут уголовную ответственность, их депортация осуществляется сразу после установления судом факта нарушения.
|