Воскресенье, 19.05.2024, 00:59
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ СЕГОДНЯ
всероссийский политико-экономический еженедельный журнал
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Рубрики журнала
Категории каталога
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА [3]
МИГРАЦИОННЫЙ ВОПРОС [4]
РУССКИЙ МЕЦЕНАТ [1]
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРИБУНА [2]
ОСТОРОЖНО КОРРУПЦИЯ [3]
ПАРТИЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО [4]
ДЕНЬГИ [9]
ВЛАСТЬ [5]
ПАРЛАМЕНТ [1]
ГЕОПОЛИТИКА [6]
АНТИРЕЙДЕР [1]
НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ [1]
РЕЛИГИЯ [2]
РЕВИЗОР [1]
Наш опрос
Какой довод банков Вас убедит больше в их надежности?
Всего ответов: 9
Главная » Статьи » СЧЕТНАЯ ПАЛАТА

Тезисы выступления С.В.Степашина на встрече Президента Российской Федерации с руководством Счетной палаты Российской Федерации
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые коллеги!

Наша сегодняшняя встреча приурочена к 15-летию Счетной палаты Российской Федерации.

Конечно, 15 лет - исторически небольшой срок. Но финансовый контроль начинался в России не с чистого листа. Не так давно, в 2006 году, мы отмечали его 350-летие - если отсчитывать его историю со времени создания Счетного приказа при царе Алексее Михайловиче Романове. Существенное развитие бюджетная система и система контроля за государственными финансами претерпела в 19 веке, и связано это, в первую очередь, с именем Валериана Алексеевича Татаринова.

На многих этапах истории России предпринимались попытки организовать эффективный внешний, независимый контроль за распоряжением финансовыми и материальными ресурсами государства. Но только принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации, определившей статус и функции Счетной палаты, позволило приступить к практической организации такого контроля. Счетная палата - это обязательный атрибут демократического государственного устройства, институт контроля со стороны общества за тем, насколько разумно и эффективно расходуются государственные ресурсы. В наше сжатое, спрессованное время за 15 лет пройден немалый путь. Скажу лишь, что, по моему убеждению, Счетная палата сегодня достаточно успешно реализует свои задачи и функции, определенные Конституцией, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также поручениями политического руководства страны. При этом, как показывает опыт нашей работы, по большинству параметров мы вышли на современный, адекватный требованиям и вызовам времени уровень, полноценно представляем Россию в мировом сообществе государственных контролеров и аудиторов.

Дмитрий Анатольевич отметил некоторые показатели, характеризующие масштабы и эффективность нашей деятельности. Не буду загружать внимание дополнительной статистикой, отражающей итоги работы Счетной палаты в различных сферах контрольной и экспертно-аналитической деятельности. Хотел бы подчеркнуть, что положительные результаты достигаются во многом благодаря расширяющемуся и становящемуся более предметным и эффективным взаимодействию Счетной палаты России с другими институтами государственной власти и управления - исполнительными, законодательными, контрольными, правоохранительными.

По состоянию на начало текущего года заключено 83 соглашения о взаимодействии с региональными контрольно-счетными органами, 42 - с органами государственной власти, государственными корпорациями, общественными и другими организациями, 59 - с зарубежными органами государственного аудита.
За 5 последних лет сотрудники Счетной палаты приняли участие в более чем 400 контрольных мероприятиях, проводимых совместно с правоохранительными органами. Существенно улучшились показатели прокурорского реагирования на материалы Счетной палаты. Только в 2009 году в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы было направлено 215 материалов проверок, по которым возбуждено 41 уголовное дело.

Важнейшую роль в организации деятельности Счетной палаты играет взаимодействие с Администрацией Президента России, особенно с Контрольным управлением.

Возможность регулярного информирования руководства страны об основных результатах проведенной работы позволяет интегрировать деятельность Счетной палаты в решение важнейших общенациональных задач.
Это обстоятельство также было отмечено Дмитрием Анатольевичем во вступительном слове. Тематика мероприятий Счетной палаты связана с такими проблемами как оценка итогов приватизации, контроль использования средств, выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ, контроль за деятельностью Банка России, государственных корпораций.

Кроме того, Счетная палата активно содействует реализации интересов России на мировой арене, ее деятельность является одним из элементов укрепления международной репутации страны. В рамках ИНТОСАИ - международной организации, объединяющих государственных аудиторов всех стран - нами за последние годы был выдвинут ряд значимых инициатив: борьба с международным «отмыванием денег», участие высших органов финансового контроля в борьбе с мировым кризисом, контроль за реализацией решений G20 в финансовой сфере. По этим направлениям сегодня ведется реальная работа, в которой участвуют представители органов государственного аудита многих стран.
Необходимо отметить также методологическую помощь Счетной палаты России органам государственного аудита в странах СНГ, содействие в формировании систем финансового контроля в Южной Осетии и Абхазии. В интересах более тесного взаимодействия с контрольными органами стран СНГ по инициативе Счетной палаты в 2000 году был создан Совет руководителей высших органов финансового контроля государств - участников СНГ. Не так давно Совет получил официальный статус одного из международных объединений в рамках ИНТОСАИ.
Особое место в нашей работе занимает взаимодействие с общественностью, поскольку именно граждане являются конечными потребителями государственных услуг и способны на собственном опыте оценить качество реформ, проводимых в стране. Чтобы повысить оперативность контактов с гражданами мы открыли в интернет-приемную Счетной палаты, через которую к нам приходит уже более 20% обращений.
Теперь более конкретно о планах на 2010 год.

В работе по аудиту антикризисных мер акцент будет сделан на проверке использования государственных гарантий как инструмента поддержки предприятий реального сектора экономики.
В ходе осуществления контроля за ситуацией в реальном секторе одним из основных приоритетов будет также аудит эффективности мер по снижению затрат при реализации инвестиционных проектов естественных монополий и крупнейших компаний с государственным участием. Особое внимание будет уделено вопросам использования средств на восстановление Саяно-Шушенской ГЭС и строительство западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге.

Продолжится аудит таких значимых проектов, как подготовка к Сочинской Олимпиаде, саммиту АТЭС во Владивостоке и Универсиаде в Казани. Практика подтвердила, что результаты проводимого Счетной палатой контроля и мониторинга таких проектов имеют ощутимую практическую пользу и реально способствуют экономии бюджетных средств.
В контексте реализации программ, направленных на инновационное развитие российской экономики, планируется проверить эффективность и результативность использования бюджетных средств на создание инфраструктуры наноиндустрии, особых экономических зон технико-внедренческого типа в Петербурге и Томске, а также развитие кадрового потенциала системы высшего образования и науки.

В системе межбюджетных отношений особое внимание будет уделено мониторингу и оценке эффективности управления финансами и государственным имуществом в субъектах Федерации, прежде всего в Южном федеральном округе. Впервые будет проведен анализ сбалансированности ресурсного обеспечения основных направлений социально-экономической политики в регионах в условиях внедрения стратегического планирования. Одновременно будет продолжен внешний аудит эффективного расходования средств на реализацию приоритетных национальных проектов и выполнение социальных обязательств государства в регионах, в том числе обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны к 65-летию Победы.

В области национальной обороны запланированы проверки по таким актуальным темам, как контроль за использованием бюджетных средств, направленных на развитие базовых и критических военных технологий, обеспечение жильем военнослужащих, дислокацию российских воинских контингентов в Абхазии, Южной Осетии, Армении, Таджикистане.
Президент России поставил перед всеми институтами государства и общества новые масштабные задачи - задачи модернизации. Из этого мы и исходим при планировании и организации своей деятельности.
Я бы выделил несколько основных направлений модернизации и повышения эффективности в сфере государственного аудита, реализуемых нами в настоящее время.

Первое - выбор приоритетов контроля, в максимальной степени соответствующих задачам модернизации. Мы полагаем, что планы на текущий год, о которых я только что сказал, в целом отвечают этому требованию.
Кроме того, мы продолжим активную работу в сфере профилактики и противодействия коррупции и рейдерству, будем способствовать внедрению и развитию систем управления рисками (в том числе коррупционными) во всех сферах деятельности государства, включая финансовый контроль.

Второе направление модернизации - широкое применение лучших мировых стандартов государственного аудита и повышение прозрачности процедур контроля.

Счетная палата активно работает над внедрением этих стандартов, все более широко применяя их в практике своей контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

Но этого недостаточно. Международный опыт свидетельствует о необходимости создания на соответствующей правовой основе единой унифицированной системы стандартов финансового контроля - внешнего, внутреннего и аудиторской деятельности.

Третье направление - дальнейшее распространение информационных технологий в различных сферах нашей деятельности.
Причем это должно делаться с ориентацией на систему «электронного правительства» Поэтому речь не только о более активном применении таких технологий при проведении контроля, обмене служебной информацией и внутреннем документообороте, но и их использовании при работе с обращениями граждан, информировании общественности о результатах нашей деятельности.

Следующее направление - повышение профессионального уровня.

Для того чтобы соответствовать задачам модернизации, нам надо существенно повысить квалификацию контролеров и аудиторов, научить их более широкому взгляду на процессы в экономике, социальной сфере и финансах страны. В этих целях необходим переход к системе постоянного обучения и повышения квалификации кадров Счетной палаты, региональных и муниципальных контрольно-счетных органов с использованием всех имеющихся ресурсов - нашего НИИ системного анализа, Высшей школы государственного аудита МГУ, других образовательных и научных учреждений.
Наконец, это институциональная модернизация, предусматривающая более четкое и эффективное правовое регулирование статуса Счетной палаты России и всей системы финансового контроля в стране.

Дмитрий Анатольевич предложил высказаться о том, какие проблемы существуют сегодня в развитии системы финансового контроля, в нашем взаимодействии с Минфином, другими контролирующими структурами. Эти проблемы хорошо известны, мы говорим о них не первый год. Обсуждали эту тему и совсем недавно, на декабрьском совещании контрольных органов в Кремле. Если кратко, то главная проблема - это отсутствие до сих пор единой, целостной системы финансового контроля в стране, четкого разграничения функций внешнего и внутреннего аудита, сфер полномочий и ответственности многочисленных контролирующих органов.
Более того, отсутствует и единый подход к осуществлению внешнего финансового контроля в масштабах страны. В этой связи подготовлен проект федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов в Российской Федерации».
Во-первых, он позволит унифицировать правовой статус региональных контрольно-счетных органов и гарантировать им необходимый уровень независимости от других органов региональной власти.

Во-вторых, закон закрепит единообразные правовые гарантии работникам контрольно-счетных органов субъектов Федерации, отвечающие стандартам ИНТОСАИ.

Наконец, он определит порядок взаимодействия региональных контрольно-счетных органов со Счетной палатой России, наделит ее полномочиями в области методологического, методического обеспечения деятельности региональных палат, утверждения единых стандартов контроля. Эта координирующая роль Счетной палаты, как мы уверены, позволит существенно повысить эффективность системы внешнего государственного аудита.

В заключение - еще об одной немаловажной проблеме. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает право инспекторов Счетной палаты составлять протоколы о правонарушениях в области использования бюджетных средств. Однако наши инспекторы не наделены правом рассматривать дела об этих правонарушениях. Поэтому мы предлагаем внести в Кодекс соответствующие изменения, наделяющие инспекторов Счетной палаты таким правом. Что, как полагаем, позволит оперативно привлекать нарушителей бюджетного законодательства к административной ответственности, повысит превентивную функцию контроля, осуществляемого Счетной палатой.
Таковы, вкратце, наши основные предложения по совершенствованию работы Счетной палаты.
Категория: СЧЕТНАЯ ПАЛАТА | Добавил: Admin (18.01.2010)
Просмотров: 1058 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Наши партнеры
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright Национальный Фонд Святого Трифона © 2024
Бесплатный хостинг uCoz