Воскресенье, 19.05.2024, 09:45
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ СЕГОДНЯ
всероссийский политико-экономический еженедельный журнал
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Рубрики журнала
Категории каталога
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА [3]
МИГРАЦИОННЫЙ ВОПРОС [4]
РУССКИЙ МЕЦЕНАТ [1]
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРИБУНА [2]
ОСТОРОЖНО КОРРУПЦИЯ [3]
ПАРТИЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО [4]
ДЕНЬГИ [9]
ВЛАСТЬ [5]
ПАРЛАМЕНТ [1]
ГЕОПОЛИТИКА [6]
АНТИРЕЙДЕР [1]
НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ [1]
РЕЛИГИЯ [2]
РЕВИЗОР [1]
Наш опрос
Какой довод банков Вас убедит больше в их надежности?
Всего ответов: 9
Главная » Статьи » ОСТОРОЖНО КОРРУПЦИЯ

О состоянии борьбы с коррупцией в Российской Федерации Часть 1
О состоянии борьбы с коррупцией в Российской Федерации
 

 
Пагубное воздействие коррупции ощущается в любой стране, независимо от государственного устройства или традиций1. Исследования, проводимые Институтом Всемирного банка, показывают, что ежегодно в мире выплачивается взяток на сумму в 1 трлн. долл. Эти цифры постоянно растут и свидетельствуют о глобальных масштабах распространения коррупционных отношений. Расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество превращает это асоциальное явление в интернациональную проблему. Слово «коррупция» (от лат. «corruptio») означает «порчу, подкуп». Справочный документ ООН о международной борьбе с коррупцией определяет ее как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Модельный закон о борьбе с коррупцией2 МПА СНГ дает более развернутое определение: «Коррупция (коррупционные правонарушения) - не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ». В российском законодательстве определение коррупции отсутствует. Тем не менее это явление стало нормой в политике, экономике и общественной жизни России. Коррупция уже не угрожает этим сферам, а является их составной частью. Каждый россиянин платит коррупционный налог, скрытый в цене на продукты питания и товары первой необходимости, проезд в транспорте, коммунальные услуги, строительство жилья и дорог, услуги медицины и образовательной сферы. По данным социологических опросов, проведенных Фондом общественного мнения (ФОМ) в марте 2008 года, 55% россиян считают, что искоренить коррупцию в нашей стране невозможно, 34% утверждают, что это реально, 11% респондентов затруднились с ответом. Коррупция стала реальной угрозой национальной безопасности, так как: сводит на нет или тормозит крупномасштабные экономические и социальные преобразования, само развитие Российского государства; расширяет сектор теневой экономики, уменьшает налоговые поступления в бюджет, делает неэффективным использование бюджетных средств; негативно влияет на имидж страны в глазах ее политических и экономических партнеров, ухудшает инвестиционный климат; увеличивает имущественное неравенство граждан; формирует в общественном сознании представление о беззащитности граждан и перед преступностью и перед лицом власти; является питательной средой для организованной преступности, терроризма и экстремизма; приводит к деградации моральных ценностей общества, исконных национальных традиций и обычаев; оказывает негативное воздействие на формирование политической элиты, избирательный процесс, деятельность органов власти и институтов гражданского общества. К общим причинам коррупции в России относятся: стремительный, непродуманный переход к рыночным отношениям на фоне глобализационных процессов в мире3; кардинальное изменение государственного устройства; необоснованная приватизация, проведенная со значительными нарушениями, в результате которой в выигрыше оказалась незначительная часть новых собственников; неэффективность управления (незаконченность и несовершенство административной реформы); изъяны законодательства и его отставание от развития социально-экономических отношений; состояние общественной морали, насаждение новых нравственных ценностей, центральное место среди которых занимает культ личного преуспевания и обогащения, а деньги являются мерилом и эквивалентом жизненного благополучия; высокий разрыв между очень богатыми и очень бедными слоями населения; правовая неграмотность подавляющей части населения страны; неэффективность функционирования большинства институтов власти; кадровая, техническая и оперативная неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам всех уровней власти; отсутствие развитого гражданского общества, де­мократических традиций; низкое материальное обеспечение государственных служащих и отсутствие гарантированного социального пакета. Специфика национальной коррупции заключается в: наличии мощной, широко разветвленной теневой экономики и огромных незаконных доходов, значительная часть которых - основной источник финансирования коррупционеров; неконтролируемом обращении дополнительных денежных масс, вызванных высокими ценами на энергоносители на мировом рынке; неисполнении или ненадлежащем исполнении принимаемых законов и мер по противодействию коррупции; запутанности, сложности, противоречивости и возможности неоднозначного толкования действующих правовых норм; наличии множества подзаконных актов, которые произвольно толкуют нормы действующего законодательства; слабости и фактической зависимости от исполнительной власти судебной системы; отсутствии системы контрольных органов, в том числе парламентского и общественного контроля; минимальном риске разоблачения коррупционеров и отсутствии жестких по отношению к ним репрессивных мер (условное или отложенное наказание, помилование по амнистии и т.д.); отсутствии гарантированного правового статуса и достойного пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих; исключительной, по сравнению с другими демократическими государствами, монополии чиновничества на принятие решений; большом объеме решений, которые чиновники вправе принимать единолично; широком и беспрепятственном кадровом обмене между властными и коммерческими структурами; вовлечении родственников в коррупционный процесс на низовом уровне власти и в быту; постоянном усложнении и модификации форм и способов коррупционных проявлений; коррупционности избирательных процессов (так называемый «административный ресурс») и криминализации политических партий; международной направленности российской коррупции4; беспрецедентном развитии бытовой коррупции, основанной на исторически обусловленном принципе управления Российского государства – институте кормления. В результате у большой части населения страны исторически сложился стереотип коррупции как этически приемлемой формы разрешения личных проблем. По данным Фонда общественного мнения (март 2008 г.), 54% россиян терпимо относятся к тому, что приходится давать взятки должностным лицам, 27% опрошенных признались, что им доводилось «делать подношения» чиновникам. Причем молодые люди проявляют более толерантное отношение к взяточничеству, чем пожилые. Эксперты выделяют коррупционный потенциал отдельных регионов Российской Федерации. Коррупция наиболее распространена в тех регионах, которые обладают наибольшими экономическими ресурсами, особенно там, где они сконцентрированы у ограниченного количества субъектов хозяйственной деятельности. К числу наиболее коррумпированных территорий относятся: крупные города, транспортные узлы, прибрежные и приграничные города, порты. В то же время специалисты утверждают, что в России нет зон, свободных от коррупции. Как показывает большинство социологических опросов, наиболее коррумпированными являются: здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера, образование, властная система, правоохранительные, налоговые и таможенные службы. Наибольшую опасность представляет коррупция в органах государственной власти и местного самоуправления, а также в экономике. Здесь получают распространение такие проявления коррупции, как: завышение затрат на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования; развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты так называемых «откатов» врачам за направление пациентов в конкретную организацию, зачастую возглавляемую их родственниками; получение взяток за вмешательство в практику найма, лицензирования, аккредитации или сертификации тех или иных структур; создание подконтрольных чиновникам муниципальных образований управляющих компаний, фирм по оказанию населению коммунальных услуг, сдача муниципальных нежилых помещений за вознаграждение коммерческим структурам; с введением системы Единого государственного экзамена (ЕГЭ) стали отмечаться факты взяток за обеспечение высоких баллов. Причем основная их часть переместилась в школы. Например, по итогам ЕГЭ в 2007 г. наивысшие баллы по русскому языку получили выпускники республик Северного Кавказа. По мнению большинства экспертов, среди ветвей власти в России самой коррумпированной является исполнительная власть. При непосредственном участии чиновников происходит передел собственности: путем заказных банкротств, недружественных слияний и поглощений, всевозможных корпоративных конфликтов, связанных с захватом чужого бизнеса, в том числе с распространившимися в последнее время рейдерскими захватами собственности. По оценкам экспертов, прибыль рейдеров соизмерима с доходами от торговли наркотиками. И если выгода от рейдерства в промышленности оценивается в 500%, то в сельском хозяйстве – в 1000%. В результате громадные сельскохозяйственные угодья выводятся из оборота. Это ведет к дальнейшему обнищанию сельских жителей, сокращению производства продуктов питания, их удорожанию, торможению реализации национального проекта «Развитие АПК». Размах нынешнего криминального российского рейдерства был бы невозможен без высокой коррумпированности органов государственной власти и местного самоуправления. В корыстном потворстве сомнительным сделкам с землей и прямом нарушении законов, по данным Генеральной прокуратуры России, уличены судьи, судебные приставы, сотрудники правоохранительных, налоговых, исполнительных органов власти, местных администраций. Кроме того, в экономике признаются наиболее взяткоемкими: кредитно-финансовая сфера, денежное обращение, внешняя торговля, рынок ценных бумаг, операции с недвижимостью, рынок драгоценных металлов и камней. Менее подвержены коррупции малопрактикующая частная медицина, мелкий бизнес, а также инновационный бизнес, эффективность которого коррупционеры пока затрудняются оценить. Одной из наиболее коррупционных сфер является закупка товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Ежегодно Россия теряет около 1% ВВП из-за коррупции в системе госзаказа. Наиболее критической является ситуация в банковской сфере, так как через лжебанки, создаваемые на 1-3 месяца, легализуются многомиллиардные суммы с помощью подставных фирм. Большая часть средств – выручка от незаконного бизнеса. Обналиченные, «живые» деньги идут на подкуп чиновников и политиков, расширение теневой экономики, воспроизводство организованной преступности, закупку оружия для террористических и экстремистских центров. В области социального обеспечения получило широкое развитие выселение из квартир одиноких пенсионеров через систему патронажа и незаконного отъема у них жилья. В этом случае происходит не только противоправное взаимодействие муниципальных чиновников с сотрудниками правоохранительных органов, но и их «сращивание» с представителями криминальных структур. Не без участия должностных лиц региональной и муниципальной власти расхищаются средства, выделяемые на содержание инвалидов и стариков. Скрытые формы такого хищения — закупка медикаментов, продуктов питания и других предметов потребления по завышенным ценам, а также с истекающими или истекшими сроками годности. Коррупционные явления получили распространение и в судебной системе. Известны факты, когда судьи в арбитражах и судах общей юрисдикции решают дела в пользу более обеспеченной стороны. Отмечаются случаи затягивания дел по ходатайствам заведомо проигрывающей стороны процесса, что часто используется для удержания незаконно захваченной собственности и извлечения максимальной прибыли из нее. Проводимые социологические опросы показывают, что лишь 14% респондентов ответили, что нынешний суд объективен, более 21% полагают, что он не объективен, а свыше 57% считают, что «все дело в цене». Эксперты отмечают, что в России достаточно велика коррумпированность избирательного процесса. Коррупция здесь выражается в незаконном финансировании избирательных кампаний, информационном обеспечении выборов организациями и СМИ из корыстной или иной заинтересованности, подкупе лиц, призванных обеспечивать открытость и гласность избирательного процесса (наблюдатели, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса). В последние годы лидерами крупных организованных преступных формирований проводится активная деятельность по внедрению своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти всех уровней для лоббирования своих интересов. Имея обширные возможности и связи, они активно осваивают выборную систему, направляя значительные материальные и финансовые ресурсы в избирательные фонды своих представителей. Наиболее активные из них сами баллотируются на разные выборные посты. Об актуальности этой проблемы говорят и результаты социологических исследований. Так, по данным опроса ФОМ, 76% россиян уверены, что в органах власти их регионов есть лица, связанные с организованной преступностью. При этом 63% респондентов считают, что это весьма распространенное явление, а 45% отметили, что по сравнению с началом 90-х гг. криминальных элементов во власти стало значительно больше. Как показывает статистика коррупционных скандалов, наиболее привлекательной для организованной преступности является муниципальная власть из-за сравнительной немногочисленности электората и значительности неконтролируемых финансовых потоков, вызванных передачей государственных полномочий на муниципальный уровень. Проникновению представителей организованной преступности в органы власти способствуют: деформация общественного сознания, низкая правовая и политическая культура населения, его недостаточная политическая активность. Коррупционные проявления проникли и в институты гражданского общества. Отдельные неправительственные организации антикоррупционной направленности либо вовлечены в процесс противоборства различных групп влияния, в том числе финансово-промышленных, и используются ими как средства давления на конкурентов, либо занимаются собственным бизнесом, не имеющим ничего общего с противодействием коррупции. Не оправдывают своей роли в противодействии коррупции средства массовой информации. Заказные статьи, зависимость от владельцев, погоня за «жареными», но непроверенными фактами, скрытая реклама – свидетельства того, что и СМИ вовлечены в общий коррупционный процесс.

Категория: ОСТОРОЖНО КОРРУПЦИЯ | Добавил: fincontrol (24.11.2008)
Просмотров: 3285 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Наши партнеры
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright Национальный Фонд Святого Трифона © 2024
Бесплатный хостинг uCoz